Главная> Новости > Диагностика когнитивных нарушений (Деменция)

Диагностика когнитивных нарушений (Деменция)

Диагностика когнитивных нарушений (Деменция) - Пансионат для пожилых и инвалидов, Екатеринбург
Друзья, мы решили начать публиковать сведения о наиболее часто встречающихся болезней у пожилых людей.
Если вы заметили у близкого человека существенные изменения памяти и поведения, прочтите список наиболее часто встречающихся начальных признаков деменции. Выявление любого из них в существенном виде — это уже весомый повод обратиться к врачу.

Чтобы убедиться, что у человека когнитивные нарушения, можно провести нейропсихологический тест. Нейропсихологические тесты — это серия небольших тестов или заданий, позволяющих в короткие сроки выявить ту или иную проблему, в нашем случае снижение когнитивных способностей.
Обращаем внимание на то, что подобная диагностика не позволяет поставить диагноз «деменция», поскольку диагнозы может ставить только врач. Она подтверждает наличие когнитивных изменений, которые могут быть, в том числе и при деменции.

Большинство мировых экспертов сходятся во мнении, что идеальный инструмент для первичного выявления деменции — это тест «Мини-Ког» (Mini-Cog). Его эффективность и достоверность была многократно подтверждена самыми серьезными исследованиями. Важнейшее достоинство теста — его краткость. Проведение требует до 10 минут, при этом чувствительность в выявлении деменции составляет 80−95%, а специфичность — 90−93%.
В России использование теста Mini-Cog рекомендовано Минздравом РФ для скрининга когнитивных нарушений (Клинические рекомендации «Когнитивные расстройства у лиц пожилого и старческого возраста», утверждённые в 2020 г.). Чтобы провести тест, необходимо четко соблюдать определенный алгоритм и условия его проведения.
Как провести тест Мини-ког?
Важно: если диагностируемый имеет сильные
нарушения зрения, слуха, выраженный тремор рук,
парализован, этот вид диагностики может вызвать
у него затруднения. В этом случае
для выявления когнитивных нарушений лучше  обратиться к врачу.
  • Убедитесь, что диагностируемый в хорошем расположении духа, готов к выполнению заданий
    Если же он отказывается от выполнения теста, отложите проведение диагностики, не настаивайте. Лучше вернитесь к диагностике в более подходящее время: у больных деменцией людей настроение часто меняется.

    Сопротивление выполнению заданий может сказаться на достоверности результатов и затруднит для вас проведение диагностики.
  • Получите согласие диагностируемого на проведение пары несложных заданий
    Чтобы упростить инструктирование пожилого человека и снизить возможное напряжение, сопротивление, можно предлагать проведение диагностики в формате игры, ребуса, дружеского соревнования.

    Можно предложить сделать тест, чтобы подобрать упражнения для тренировки памяти. Нежелательно говорить, что вы будете что-то оценивать, проверять, выявлять наличие деменции — это может вызвать негативную реакцию, страх не пройти проверку. Постарайтесь минимизировать стресс для диагностируемого.
ШАГ 1.
Придумайте 3 слова, которые не связаны между собой. Посмотрите прямо на человека и попросите их повторить. Скажите: «Пожалуйста, послушайте внимательно. Я сейчас произнесу три слова, которые нужно повторить за мной и постараться запомнить. Это слова: лимон, ключ, шар. Пожалуйста, повторите их теперь».

Дайте 3 попытки на повторение трех слов в течение 3 минут. Не повторяйте слова более 3 раз. Если нет ни одной удачной попытки, то переходите к следующему шагу. Слова могут быть любыми. Главное — чтобы между ними не было смысловой связи.

Если диагностируемый плохо слышит, постарайтесь не использовать слова, которые он может неправильно распознать, такие как: стол (стул), мяч (меч). Выбирайте слова со звонкими звуками. Примеры:

  • деревня, кухня, ребёнок;
  • дочь, небо, гора;
  • капитан, огород, картина.
ШАГ 2.
Дайте диагностируемому бумагу с нарисованным или распечатанным кругом и ручку. Скажите: «Теперь я хочу, чтобы вы нарисовали часы. Сначала расставьте по порядку цифры внутри круга». Дождитесь выполнения, затем скажите: «Нарисуйте стрелки так, чтобы они показывали (назовите текущее время или любое время, например, 11 часов 10 минут)».

Диагностируемый должен верно расположить цифры на циферблате и стрелки, обозначающие время. Длина стрелок не имеет значения.

На выполнение данной части отводится 3 минуты. Если в течение 3 минут часы не нарисованы, переходите к следующему шагу.

Постарайтесь не подсказывать диагностируемому, чтобы получить объективные результаты. Помните, что вы проводите тест для определения текущих способностей и возможностей, а не для достижения наилучшего результата.
ШАГ 3.
Предложите диагностируемому вспомнить те три слова, которые вы назвали для повторения в первой части. Скажите: «Какие три слова я попросил (а) вас запомнить?». Если в течение 3 минут слова не удалось вспомнить, переходите к подведению итогов.
ШАГ 4.
Посчитайте количество набранных баллов:

Повторение слов:

  • по 1 баллу за каждое слово, которое диагностируемый повторил без подсказки в Шаге 5 (максимум — 3 балла).
Рисование часов:

Длина стрелок (часовая, минутная) не оценивается.

  • цифры расставлены в правильном порядке и приблизительно на то место, которое они занимают на циферблате; стрелки указывают названное время — 2 балла;
  • незначительные неточности в расположении цифр и стрелок — 1 балл;
  • заметные ошибки в расположении цифр и стрелок (неверное изображение времени, хаотичное расположение цифр и стрелок; изображены цифры, которых нет на циферблате); диагностируемый испытывает видимые затруднения или отказывается нарисовать часы — 0 баллов.
Общий результат: суммируйте баллы за два задания.
ШАГ 5.
Сообщите диагностируемому о результатах. Это важный и очень деликатный этап.
Избегайте на этом этапе фраз: «У вас есть деменция», «У вас нет деменции», «Вы больны», «Вы здоровы», «Вам нужно обратиться к врачу».

Лучше подчеркнуть положительные моменты — с чем справился человек, похвалить его за это. Обозначьте то, с чем он не справился, как зоны развития: предложите ему в дальнейшем мероприятия, упражнения для тренировки памяти, мелкой моторики и т. п. Это позволит со временем «улучшить результат».

Например: «Иван Иванович, вы правильно отобразили время на циферблате! Это здорово! К сожалению, не смогли запомнить слова, которые я называл (а). Но ничего, будем тренироваться: будем с вами каждый день играть в слова — и вам станет легче запоминать».

Если человек справился на 5 баллов, похвалите его за прекрасный результат и предложите мероприятия, упражнения, чтобы поддерживать такой результат и дальше. Например: «Иван Иванович, вы отлично справились со всеми заданиями! Многие в вашем возрасте могут позавидовать вашей памяти! Важно не терять такой результат и в будущем. Давайте будем разгадывать кроссворды каждый день, чтобы поддерживать память».
Интерпретация результатов

0−3 балла говорят о снижении когнитивных функций и дают основание предположить деменцию.

4 балла — требуется более точная диагностика деменции.

5 баллов - выраженных признаков деменции нет. Недостатком диагностики «Мини-ког» является то, что с её помощью не всегда можно выявить легкие и умеренные когнитивные расстройства. Но если вы всё-таки наблюдаете снижение когнитивных функций в быту, следует обратиться к врачу.
Помните, что окончательный диагноз сможет поставить только врач.
Результаты проведённой диагностики должны дать вам первичную информацию для принятия дальнейших решений. Не делайте выводов о том, здоров человек или нет.
ШАГ 6.
Если вы выявили снижение когнитивных функций, важно своевременно инициировать обращение к врачу.

Для постановки точного диагноза и подбора терапии требуется более глубокое обследование. Диагностикой и лечением когнитивных нарушений занимаются неврологи и психиатры. Обязательно передайте результаты проведённого вами теста врачу.
Данный материал взят с сайта https://uhodschool.idposocial.ru/how-to-diagnose-dementia
Политика конфиденциальности